Владимир Макар: Почему не всегда полезно слушать МВФ | UBR.ua

Влaдимир Мaкaр: Пoчeму нe всeгдa пoлeзнo слушaть МВФ

24 июня стaртoвaл двухнедельный визит миссии МВФ в Украину. Еврокомиссары будут проверять, выполнила ли наша страна программу, рекомендованную Фондом, для получения второго транша. Думаю, эти деньги мы получим: Украина постепенно внедряет рекомендации МВФ. Подняты тарифы на коммунальные услуги для населения, внедрен более гибкий курс гривны, урезаны доходы бюджета и повышены налоги.

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

24 июня стартовал двухнедельный визит миссии МВФ в Украину. Еврокомиссары будут проверять, выполнила ли наша страна программу, рекомендованную Фондом, для получения второго транша. Думаю, эти деньги мы получим: Украина постепенно внедряет рекомендации МВФ. Подняты тарифы на коммунальные услуги для населения, внедрен более гибкий курс гривны, урезаны доходы бюджета и повышены налоги.

Но программа сотрудничества предусматривает девять траншей – последний запланирован на март 2016-го. Их выделение также сопряжено с выполнением ряда условий. Одно из них – реформа льготного налогообложения аграриев. К большому сожалению, Кабмин пока даже не начал отстаивать права украинского агросектора. Правительство готово идти на большие жертвы, чтобы получить очередной транш. Но ведь переговоры – это улица с двусторонним движением, и слово МВФ не должно стать смертным приговором для украинского АПК.

Налоговым льготам украинский аграрный сектор обязан значительной частью инвестиций: только за последние 5 лет они принесли нашей экономике более $5 млрд. В сегодняшней непростой экономической ситуации за каждый доллар, привлеченный в Украину, нужно бороться. По подсчетам профильных ассоциаций, в случае отмены спецрежима налогообложения убыточным станет каждое второе сельхозпредприятие в Украине, а сокращение валового объема производства сельхозпродукции составит 8-10%.

Почему же МВФ предлагает Украине сократить эти льготы? Возможно, речь идет о недопонимании Фондом важности для Украины аграрного сектора. Постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше назначен на свой пост лишь год назад – до этого он занимал должности не выше старшего экономиста. Глава миссии в Украине Николай Георгиев в свое время был заместителем министра финансов Болгарии. Возможно, ментально он им и остался – у финансистов, как правило, приоритетом является экономия средств, а не вложение в развитие.

Богатый бюрократ

МВФ – это, в первую очередь, бюрократический аппарат, слишком сильно полагающийся на свои финансовые модели, которые не могут быть идеальными по определению. По слухам, реальными расчетами по Украине вообще занимались на аутсорсинге внештатные сотрудники. В штате МВФ работают скорее ученые-теоретики, чем практики – мало кто из них работал в реальном бизнесе и смотрит на вещи с практической точки зрения.

История знает случаи, когда предложения МВФ вместо стабилизации приводят к ухудшению ситуации в экономике. Достаточно вспомнить требование в проекте программы 2009 года в очень сжатые сроки сократить так называемую короткую валютную позицию банков на 40%. Простые расчеты показывали, что это физически было невозможно сделать, ведь для этого банкам нужно было купить $3 млрд и потерять около 25 млрд гривен ликвидности при ее общем объеме меньше 20 млрд гривен.

Я ни в коей мере не хочу очернить уважаемое международное финансовое учреждение. Скорее, хочу показать, что требования МВФ – не догма, да и не требования вовсе. Деньги выделяются под реформы, под финансово-экономическое оздоровление страны – так давайте обсуждать, как и за счет чего этого можно достичь.Тут уместно привести пример с семейным бюджетом. Допустим, есть некая семья, живущая не по средствам. Банк говорит: у вас машина в кредите, а расходы превышают доходы – продавайте машину. С математической точки зрения все верно, ну а если машина является при этом источником дохода? Может, семье правильнее будет по ресторанам меньше ходить, ремонт в квартире отложить или оптимизировать расходы на коммуналку, но сохранить-таки «железного коня»?

Так и нашему правительству, наверное, нужно признать, что пора отказываться от многочисленных необязательных расходов и сосредоточиться на поддержке тех, кто хоть как-то заставляет двигаться экономику вперед. Мы не требуем каких-то сверхдотаций или государственных гарантий. Мы просим лишь сохранить те правила игры, которые, согласно Налоговому кодексу, должны действовать до 31 декабря 2017 года.

В отличие от США, ЕС и России, где прямые субсидии сельскому хозяйству составляют от 12% до 21% от стоимости продукции, в Украине единственно действенной формой поддержки являются налоговые льготы, позволяющие сохранить конкурентоспособность украинских сельхозпроизводителей на мировом аграрном рынке.

Глава МВФ – француженка Кристин Лагард – очень хорошо знает, что такое субсидирование сельского хозяйства и борьба с конкурентами на этом поле. В отстаивании интересов своих соотечественников в 2007 году на должности министра сельского хозяйства Франции она занимала предельно четкую позицию в переговорах с ВТО: «Сектор является стратегическим по причинам продовольственной безопасности и важности для экономики. Сельское хозяйство – это лидирующая отрасль, дающая работу… 1,4 млн французов. Точно так же ясен и метод: вести переговоры, но не сдаваться. Принятие сегодняшних предложений будет равняться капитуляции».

Думаю, нашему Кабмину стоит взять на вооружение аргументы самой главы МВФ. Комментируя на прошлой неделе в Верховной раде переговоры по газу, украинский премьер Арсений Яценюк весьма кстати процитировал строку из песни «Океана Эльзы»: «Я не здамся без бою».  Полагаю, в бою за украинский агросектор также сдаваться рановато.

Добавить комментарий