Заявления о неизбежности резкого роста цен на нефтепродукты в Украине не соответствуют действительности | UBR.ua

Зaявлeния o нeизбeжнoсти рeзкoгo рoстa цeн нa нeфтeпрoдукты в Укрaинe нe сooтвeтствуют дeйствитeльнoсти

Пoдвoдя итоги заседания отраслевой экспертно-аналитической группы, состоявшегося 17 февраля, его участники пришли к выводу, что предпосылки для резкого и спекулятивного роста розничных цен на нефтепродукты в настоящее время отсутствуют. Несмотря на обещанную в марте остановку Лисичанского НПЗ на ремонт, топлива в Украине достаточно для всех потребителей, не исключая аграриев. Тем не менее, отечественные СМИ продолжают паниковать, заявляя о неизбежном подорожании бензина и дизеля до 12, 13 и более гривень за литр «уже к марту». Поскольку убеждения на отдельных служителей пера, похоже, не действуют, воспользуемся калькулятором.

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

Подводя итоги заседания отраслевой экспертно-аналитической группы, состоявшегося 17 февраля, его участники пришли к выводу, что предпосылки для резкого и спекулятивного роста розничных цен на нефтепродукты в настоящее время отсутствуют. Несмотря на обещанную в марте остановку Лисичанского НПЗ на ремонт, топлива в Украине достаточно для всех потребителей, не исключая аграриев. Тем не менее, отечественные СМИ продолжают паниковать, заявляя о неизбежном подорожании бензина и дизеля до 12, 13 и более гривень за литр «уже к марту». Поскольку убеждения на отдельных служителей пера, похоже, не действуют, воспользуемся калькулятором.

На прошлой неделе один из журналистов «Свит24», говоря о возможном подорожании нефтепродуктов, удивленно заметил: «Как стало известно, европейские котировки оказывают огромное влияние на формирование цен на бензин в Украине». Действительно, оказывают, ведь именно на них основана вся топливная арифметика. Цена бензина и дизеля на АЗС определяется тремя составляющими: стоимостью нефтепродуктов, уровнем налогов и затратами операторов. По словам ведущего специалиста по связям с прессой сети АЗК «ОККО» Олега Дорожовца: «Доля налогов в цене топлива в Украине сейчас уже составляет около 40%». Итак, доля налогов – 40%. В соответствии с используемой ведущими трейдерами страны методике расчета затраты на логистику составляют 4,1%, условно-постоянные затраты АЗС – 3,8%, потери во время хранения и транспортировки – 0,8% (в среднем). По состоянию на 24 февраля розничная наценка при торговле бензином А-95 составила 3,3%. В сумме (округленно) – 52%. Таким образом, на долю нефтепродуктов в структуре розничной цены бензина приходится 48% (0,48). Если нефтяные котировки в Европе достигнут уровня $125/барр. и продержатся на нем до конца февраля, то средние цены на «черное золото» в феврале составят $119/барр., продемонстрировав рост по сравнению с январем на 8,2%. Поскольку коэффициент корреляции между котировками нефти и нефтепродуктов в Европе близок к единице (иначе говоря, динамика цен на них одинакова), последние также подорожают на 8,2%. Предположим, что отечественные переработчики закупят сырье, а импортеры – нефтепродукты по ценам, которые на 8,2% выше январских. Тогда цена топлива в украинской рознице может вырасти в марте на 8,2 · 0,48 = 3,9%. По состоянию на 24 февраля литр бензина марки А-95 стоил в среднем 10,26 грн, литр А-95-Евро вида II – 10,66, литр А-95-Евро вида I – 11,39 грн. Таким образом, в ближайшие 30 дней следует ожидать подорожания бензина указанных марок до 10,66; 11,08; 11,84 грн/л соответственно. Поэтому, говоря о росте розничных цен «в ближайшее время» до 11 грн/л, следует уточнять, что речь идет не о всем ресурсе с октановым числом 95, а лишь о А-95-Евро вида II, предлагаемого в настоящее время на 936 из 7165 АЗС.

Помимо нефтяных котировок, на ценовую динамику в марте могут оказать влияние и другие повышающие факторы, например сезонное оживление спроса или возможное снижение курса гривни по отношению к евро (ведь именно к этой валюте привязана величина акциза на нефтепродукты). Но если даже предположить, что в ближайшем месяце гривня повторит негативную динамику января (–4%), это прибавит к рассчитанной стоимости бензина не более 8 коп.

Что до роста спроса, то он вряд ли будет способен стимулировать рост цен. Безусловно, мертвый сезон заканчивается, но трейдеры очень осторожно оценивают перспективы увеличения весенней розничной наценки. Ведь ни для кого не секрет, что значительное подорожание топлива на фоне снижения платежеспособности населения уменьшило его потребление в 2009-2011 гг. в 24 регионах страны (хотя прогрессирующее снижение качества топлива постепенно увеличивало его расход). В Киеве розничная реализация бензина в 2011 г. по сравнению с 2008 г. сократилась на 13%, в Донецке и области – на 20, в Луганске и области – на 22%, в Киевской области – почти на четверть. Спрос на этот вид топлива на Кировоградщине за прошедший год упал на треть, в Ровенской области – на 39%.

Конечно, в случае дальнейшего сокращения продаж розничные операторы могут попытаться поднять цены выше расчетного уровня, стремясь сохранить свои доходы. Ведь, вопреки расхожему мнению, трейдеры не «жируют». Это подтверждает хотя бы тот факт, что с 2008 г. количество активно работающих на рынке компаний сократилось на 70% (!). В январе через сеть АЗС было продано нефтепродуктов всего на 4,5 млрд грн, то есть на 14% меньше, чем в декабре 2011-го. И хотя ровно год назад операторы выручили всего 4,0 млрд (–13% к январю 2012-го), не следует забывать, что топливо с тех пор подорожало на 24%.

Трейдеры понимают, что при наблюдаемом в 2009-2011 гг. снижении платежеспособности населения любой резкий рост цен в принадлежащих им сетях АЗС мгновенно приведет к оттоку потребителей, губительному в условиях низкой маржи и постоянной нехватки оборотных средств. Поэтому, в отличие от журналистов, розничные операторы намного более осторожны в прогнозах. Если первые однозначно заявляют, что «бензин подорожает до 11 грн в ближайшие две недели», то трейдеры, на которых ссылаются труженики пера, добавляют ряд оговорок:

– «Если динамика движения цен на европейском рынке продолжится, то следует ожидать роста цен на АЗС на 50…60 коп. Подъем будет поэтапным, поскольку потребитель должен привыкнуть к новым цифрам» (Андрей Томашук, директор ЧП «Укр-Петроль»);

– «Я не исключаю, что в марте стоимость А-95 на АЗС может достичь 11 грн/л» (Александр Терещенко, директор сети АЗС «АТАН»);

– «Мы не исключаем, что в скором времени, при сохранении текущей тенденции, цена на А-95 на АЗС достигнет отметки 11 грн/л. Мы негативно относимся к росту цен из-за последующего снижения объемов реализации» (Василь Дмытрив, директор департамента маркетинга ПАО «Концерн Галнафтогаз»);

– «Цены на АЗС в ближайшее время вырастут на 10…15 коп» (Игорь Чернявский, директор сети АЗС «КЛО»);

– «Цена вырастет пропорционально росту цен на мировых рынках. Так, в марте можно ожидать повышения на 35…40 коп» (Наталья Малецкая, директор департамента продаж сети АЗС «КЛО»).

Другое дело, что, удерживая стоимость топлива на приемлемом для обнищавшего отечественного потребителя уровне, украинские операторы попытаются как можно лучше «оптимизировать» качество реализуемого ресурса. На это указывают, по меньшей мере, три тенденции последних недель. Во-первых, в феврале почти все цены высокооктанового бензина в мелком опте оказались ниже экономически формирующихся из импорта, а их разброс по сравнению с июнем увеличился на четверть. На рынке присутствовали партии «бензина А-95» по 8 грн/л, притом что при пересчете из CPT выходило, что торговля «пятым» может быть рентабельной, только если его предложения будут дороже 10,18 грн/л.

Во-вторых, стало известно, что в 2011 г. предприятия, входящие в состав ГП «Укрспирт», увеличили объем реализации биоэтанола в 18 раз. И хотя, по мнению директора ИА AgroNews Руслана Швеца, «увеличение объема его [биоэтанола] реализации свидетельствует о том, что в Украине продолжают активно развивать альтернативные источники энергии», это, скорее, говорит о появлении на топливном рынке страны в 18 раз больших объемов спиртовой бадяги. И это в дополнение к 250…300 тыс. т ежемесячно реализуемых компонентов бензина.

В-третьих, в перечень дефицитных товаров внезапно попал низкооктановый бензин. По информации инсайдеров, трейдеры едва ли не воюют за этот ресурс. На прошлой неделе некоторые оптовики просили за тонну «шестого» и «восьмидесятого» 12500 грн, тогда как средняя цена цистерновых партий «пятого» составляла 12460 грн/т («второго» – 12200 грн/т). При этом импорт низкооктанового в январе вырос до 6,5 тыс. т, тогда как год назад в Украину было завезено всего 0,9 тыс. т ресурса. Поскольку доля бензина А-76(80) в розничной реализации через АЗС составляет всего 2,7%, куда пойдет большая его часть, объяснять не нужно.

В общем, опасаться существенного роста цен на заправках в ближайшие 30 дней потребителям, наверное, не стоит, а вот дальнейшего снижения качества предлагаемого топлива, похоже, не избежать.

 

У нас все хорошо, но это хорошее очень плохого качества.

 

По материалам Нефтяного обозрения «» №8 (594) от 27 февраля 2012 г.

Добавить комментарий