Защита телевизионных форматов: украсть или купить | UBR.ua

Зaщитa тeлeвизиoнныx фoрмaтoв: укрaсть или купить

Шоу «Первый миллион» знают миллионы, а его владельцы зарабатывают миллионы на лицензировании и продаже телеформатов. Такой прибыльный бизнес требует соответствующих юридических гарантий, которые связаны с определенными трудностями. В первую очередь этоотсутствие определения понятия «формат», сложностью классификации его к тем или иным объектам авторского права, с законодательными положениями согласно которых авторское право защищает форму, а не суть произведения.

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

Шоу «Первый миллион» знают миллионы, а его владельцы зарабатывают миллионы на лицензировании и продаже телеформатов. Такой прибыльный бизнес требует соответствующих юридических гарантий, которые связаны с определенными трудностями. В первую очередь этоотсутствие определения понятия «формат», сложностью классификации его к тем или иным объектам авторского права, с законодательными положениями согласно которых авторское право защищает форму, а не суть произведения.

Анализируя мировую практику, отмечу, что во многих случаях суды считают что формат программы не является объектом авторского права. Например, еще в 1989 году в Великобритании рассматривалось дело Green v. Broadcasting Corporation of New Zealand относительно шоу «Opportunity Knocks» (дословно переводится как «возможность достучатся»). Истец пытался доказать, что формат является драматическим и литературным произведением. Суд отказал в защите как драматического произведения, так как не было его завершенной целостности. Относительно защиты в качестве литературного произведения авторы всемирно известного шоу также потерпели фиаско — текст описывает только общую концепцию или идею, которая не защищается авторским правом.

В некоторых случаях суд признавал формат как объект авторского права, но его владельцы не смогли защититься от копирования. Так, в 2004 году Датский Верховный суд в деле Castaway Television Productions Ltd и Planet 24 Production Ltd против Endemol определил, что датская версия Survivor является объектом авторского права, аргументируя тем, что хотя элементы программы отдельно не были оригинальными работами, но их сочетание и использование было результатом творческой деятельности. Однако не смотря на это суд отказал в удовлетворении иска, указав что одинаковые идеи лежавшие в основе форматов Big Brother и Survivior не являются основанием для признания нарушения.

Если так легко скопировать телеформат и не нести ответственность, так почему же 90% форматов в Украине — стране с достаточно высоким уровнем пиратства — покупаются? Причин несколько:

1) покупка определенного положительного опыта уже реализованного формата;

2) получение определенной целевой аудитории. Например, кто-то смотрел его в другой стране, в youtube, читал о нем в Интернете;

3) использование чужой успешной репутации, ведь есть шоу которые знают все. Для украинский каналов купить формат — это престижно;

4) минимизация рисков в обвинении нарушения авторских прав.

Поскольку телеформаты покупают, то у украинских авторов все чаще возникает вопрос об ихзащите с целью дальнейшей продажи. О том как защитить телеформат, что такое «bible» формата, о решении споров в этой сфере читайте в следующем посте.

Запись опубликована автором в рубрике Без рубрики.

Добавить комментарий