Владимир Макар: Яценюк вводит санкции … против украинского АПК | UBR.ua

Влaдимир Мaкaр: Яцeнюк ввoдит сaнкции … прoтив укрaинскoгo AПК

Oпять двадцать пять. Вернее, опять двадцать (млн. грн.)  – именно такой, по мнению Кабмина, должна быть максимальная выручка агропредприятий, чтобы иметь возможность  остаться на специальном режиме налогообложения. Второй критерий – не более 3000 га в обработке. Нужно ли соответствовать обоим критериям или лишь одному из них – не ясно.

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

Опять двадцать пять. Вернее, опять двадцать (млн. грн.)  – именно такой, по мнению Кабмина, должна быть максимальная выручка агропредприятий, чтобы иметь возможность  остаться на специальном режиме налогообложения. Второй критерий – не более 3000 га в обработке. Нужно ли соответствовать обоим критериям или лишь одному из них – не ясно.

Опять двадцать пять. Вернее, опять двадцать (млн. грн.)  – именно такой, по мнению Кабмина, должна быть максимальная выручка агропредприятий, чтобы иметь возможность  остаться на специальном режиме налогообложения. Второй критерий – не более 3000 га в обработке. Нужно ли соответствовать обоим критериям или лишь одному из них – не ясно.

Лишить АПК специального режима налогообложения – идея фикс, «Святой Грааль» Министерства финансов Украины. Вчера премьер-министр в очередной раз презентовал эту идею на заседании Кабинета министров. Предприятия, выходящие за очерченные рамки, предлагается перевести на общую систему налогообложения. Судьба фиксированного сельхозналога пока толком не ясна – его планируют оставить, но не известно для кого. Кроме того, премьер пообещал в следующем году внедрить систему компенсации процентной ставки по кредитам для аграриев – предположительно, за счет предприятий, которым не повезло быть слишком крупными.

Считаем ли мы эти критерии справедливыми? Стимулирующими развитие? Продуманными? На все эти вопросы наш ответ, к сожалению, один – нет. Пока мы видим лишь попытку пойти по легкому и популистскому пути вместо того, чтобы проводить реальные реформы.

УАА разработала несколько тезисов, правил, на которых должна строится налоговая политика в АПК, которыми хотели бы поделиться.

1.       Одинаковые правила для всех предприятий. Иначе менять систему налогообложения не имеет смысла. Кабмин, по сути, предлагает собирать больше налогов с крупных предприятий. Но бизнес-логика у аграриев сработает без подсказки – они будут искусственно дробить свои хозяйства. Это добавит работы юристам и финансистам, еще более увеличит нагрузку на государственную регистрационную службу, но, в конце концов, это произойдет.

2.       Помним о конкурентах. Конкуренты украинского агробизнеса в том же ЕС получают около 400 евро прямых дотаций на каждый обрабатываемый га. За 2 недели, минувшие  с прошлого предложения правительства лишить аграриев спецрежима, у европейских фермеров ничего не изменилось – они по-прежнему их получают. А значит, в случае отмены спецрежима выиграют наши европейские конкуренты.

3.       Налоговые льготы эффективнее, чем прямая поддержка или льготные кредиты, которые хочет ввести Кабмин. Почему? Давайте будем честными: ни одно сельхозпредприятие за время существования нашей страны не помнит года, когда к прямым дотациям, распределяемым чиновниками, у всех был равный доступ. Льготный кредит получит не каждый, да и не всем он нужен.  Налоговые же льготы – это равные условия для всех. Соответственно, выживает более эффективный, а не родственник местного прокурора или сотрудника банка, выдающего кредит.

4.       Потенциал альтернатив наполнения бюджета еще не исчерпан. В своем вчерашнем выступлении премьер отметил, что 90% работающих в аграрном секторе компаний останутся на льготной системе налогообложения по НДС, и только 10% перейдут на общую систему.  Давайте посчитаем: эти 10% предприятий пользуются налоговыми льготами на сумму примерно в 2 млрд. грн. Можно ли их получить в бюджет другим способом?   

2,5 месяца назад  УАА предложила приватизировать государственное имущество в сфере АПК. По нашим подсчетам, продажа активов неэффективных государственных предприятий, подчиненных Министерству аграрной политики, а также ликвидация Аграрного фонда и Украгролизинга может принести госбюджету минимум 10 млрд. грн. Передача земель Национальной академии аграрных наук в аренду по рыночным ценам — еще около 1 млрд грн. Не менее 2 млрд. грн. дополнительных доходов можно генерировать за счет оптимизации процедуры аренды сельскохозяйственных земель государственной собственности. 

Никаких сдвигов в этом направлении мы не видим. Реализация данной идеи требует времени и сил – принять закон, обновить распоряжение Кабмина, организовать и провести приватизационные конкурсы. Соответствующий правительственный законопроект все еще даже не внесен в Верховную Раду. Вместо этого снова предлагается поднять налоги.

Тем временем, появились новые данные о способности государства вести бизнес:  одна лишь «Государственная продовольственно-зерновая корпорация»  в первом полугодии получила убыток в 600 млн. грн. Такими темпами деятельность этой структуры к концу года очистит кошельки украинцев более чем на миллиард грн.! Сравнимая сумма? Более чем. Т.е. если ГПЗКУ просто перестанет работать, она уже сэкономит половину денег, которые предлагают взыскать с аграриев. Но о ликвидации корпорации почему-то никто и не заикается.

Есть и другие плохие новости для аграриев. Кроме роста налогов «на выходе», «на входе» в агропредприятие увеличиваются и издержки. Недавно «Укрзализниця» анонсировала рост тарифов на перевозки сельхозпродукции, а Межведомственная комиссия по международной торговле ввела пошлины на российские и белорусские удобрения. Все это не какое-то глобальное влияние рынка или козни конкурентов – это решения нашего с вами правительства. Они похожи на санкции, но санкции, по примеру США и ЕС, нужно вводить в первую очередь там, где наши интересы мало пострадают, а пострадают интересы другой стороны. В данном случае под санкции Кабмина попала вовсе не Россия, а отечественный аграрный сектор, который еще месяц назад премьер называл основным приоритетом для украинской экономики.  

В сознании сотрудников Минфина бизнес является бесконечно богатой бездонной бочкой, банкоматом, готовым по первому требованию выдать любое количество денег. Украинский же бизнес нацелен, в первую очередь, на повышение собственной эффективности и развитие отечественной экономики.

Добавить комментарий