В центре столицы Австрии находится уникальный мусоросжигательный завод

В Вeнe eсть нeoбычнaя дoстoпримeчaтeльнoсть, рaспoлoжeннaя в сaмoм центре австрийской столицы. Это мусоросжигательный завод Шпиттелау, яркое архитектурное творение австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Об этом рассказывает BigPicture.

  • Словаки могут построить мусоросжигательный завод в Украине

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть — архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-го района Вены.

Уже во время строительства, в 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов.

Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда мэр города Гельмут Цильк и обратился к ставшему популярным пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

  • На киевском мусоросжигательном заводе проведут государственную экспертизу

Как ярый противник мусора в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым.

Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в Стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности.

Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества.

Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла — Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый — огонь, золотой — светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый — типичные цвета Венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX — начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка — протест против единообразия в архитектуре.

Шпиттелау, завод по термической переработке мусора, — образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой.

Поделиться:

Запись опубликована автором в рубрике Без рубрики.