Транспортные перевозки – из-за нападения России на грани выживания

Грузoпeрeвoзки пoд удaрoм. Зaпaс прoчнoсти бизнeсa в Укрaинe скoрo зaкoнчится

Прoблeмы в лoгистикe

В понедельник сеть супермаркетов «Сильпо» о закрытии части магазинов в столице, Киевской и Черниговской областях. Эта вынужденная мера связана с перестройкой логистических маршрутов из-за развернувшихся в этих регионах военных действий. Чтобы избежать разграбления перевозчики вынуждены искать обходные маршруты. Магазины обещают вновь открыть, как только компания сможет полноценно обеспечивать поставки.

Ранее о проблемах с логистикой или о необходимости ее «переналадить» заявляли и другие ритейлеры, в том числе «Розетка» и сеть АТБ. Сокращение торговых сетей отчасти компенсируется выездом потребителей – многие украинцы выехали в другие регионы или за границу, а значит, снизилась и нагрузка на торговые сети.

Как следствие, это, безусловно, бьет также по перевозчикам, которые теряют заказы и заработки. Причем проблемы не только внутри страны, где идут боевые действия, страдают также и украинские перевозчики в Европе, которые обеспечивают критический импорт в нашу страну.

«Если будем существовать – рассчитаемся». Глава «Розетки» рассказал о долгах, сокращениях и перспективах

Форс-мажор

24 февраля большинство иностранных операторов топливных карт, ссылаясь на форс-мажор, полностью приостановили действия своих договоров с украинскими перевозчиками или же ввели ограничения: ввели полную предоплату или лимиты на использование карт.

Такие меры формально оправданы форс-мажором, которым и является военное положение. Неизвестно, сможет ли твой контрагент из объятой войной страны закрыть кредитную линию или нет. Чтобы предотвратить транспортный коллапс и обеспечить доставку грузов, украинские перевозчики и их представители в Европе договаривались о разблокировке предоставления услуг по договорам в ручном режиме.

В некоторых случаях операторы полностью принимали аргументы украинцев, в других – частично, соглашались обеспечить хотя бы возможность водителей и транспорту добраться до мест стоянки или разгрузки. Но даже те компании, которые смогли договориться, оказались перед новым вызовом.

Цена военных льгот для бизнеса: как власти компенсируют недополучение налогов

Запрет на валютные операции

24 февраля вступило в силу постановление Нацбанка №18, которое запретило трансграничные валютные платежи. Под исключение попадает только товар критического импорта, перечень которого определяется правительством. Проблема в том, что оплата за топливо, а также оплата за дорожный сбор в ЕС в этот перечень не были включены. Таким образом, даже бизнес тех перевозчиков, которые обеспечивают критический импорт, оказался под угрозой остановки.

Руководствуясь постановлением НБУ, банки отказывались обеспечивать оплату таких необходимых для логистики в Украину из Европы услуг, как трансграничные валютные платежи за расходы, связанные с перевозкой пассажиров, грузов, включая расчеты за горючее, оплату аэропортовых и портовых сборов, наземное обслуживание воздушных и морских судов, оплату дорог, морское фрахтование, ремонт транспорта, услуги интернет-связи и другие.

Под удар попали около 2 тыс. компаний с суммарным автопарком около 15 тыс. тяжеловесных автопоездов. Большинство этих компаний имеют международные контракты с нерезидентами-операторами топливных карт и дорожных сервисов, чтобы иметь возможность заправить горючее за пределами Украины и произвести оплату проезда по дорогам, мостам, тоннелям, паромам, железной дорогой RoLa, а также оплатить промежуточные сервисы, такие как услуги ремонта, моек, паркингов, эвакуатора, штрафы.

Такие контракты являются пост-оплатными, т.е. операторы топливных карт кредитуют перевозчиков, а затем выставляют счета в иностранной валюте для оплаты потребленных продуктов и услуг. Другим словами, постановление НБУ №18 о запрете трансграничных валютных переводов фактически поставило под вопрос работу украинских перевозчиков в Евросоюзе, ответственных за доставку в Украину критического импорта и гуманитарных грузов.

Войну официально признали форс-мажором для бизнеса. Что нужно знать

Банки не слушают

Лишь 7 марта процесс был разблокирован, когда после вмешательства Министерства инфраструктуры и Кабинета министров Национальный банк разослал по банкам циркуляр №40-0007/19769 от 07.03.2022, в котором обратил их внимание, что перечень критического импорта расширен.

«В случае наличия дополнительных вопросов по практическому применению постановления КМУ № 153 (в частности особенностей применения конкретного кода УКТВЭД и названия товара в этом перечне) можно обращаться… в Министерство экономики», сказано в циркуляре НБУ.

На деле же даже после внесения изменений в нормативные акты банковские учреждения не всегда соглашаются проводить валютные операции за границу. Придираясь к букве документа, рассказывают перевозчики, банки трактуют постановление Кабмина как касающееся только периода военного положения и принимают к оплате только те валютные счета, которые выставлены с 24 февраля, а остальную задолженность предлагает заморозить на неопределенный период.

«С практической стороны это выглядит следующим образом: компания-перевозчик X имела кредитную линию от карточного топливного оператора в размере 100 000 евро и отсрочку оплаты 14 или 21 день. Из-за несуразности действий банка перевозчик не может погасить старый долг, чтобы восстановить свою кредитную линию и может пользоваться 10-25% своего лимита, чего явно недостаточно для обеспечения текущих потребностей в горючем и других сервисах«, рассказал UBR.ua собеседник на рынке перевозок.

Причем подобная практика банков, рассказывают банкиры, оправдывается двусмысленностью трактовок того или иного циркуляра НБУ, который, по сути, не обязателен и не грозит наказаниями за его невыполнение.

«Банки сейчас руководствуются принципом риск-ориентированности. НБУ, бывает, дает крайне невразумительные пояснения, которые имеют рекомендательный характер, но в случае чего отвечать за нарушения придется банку. Поэтому некоторые из них действуют по принципу: лучше не делать ничего, чем делать, а потом попадать на штраф за нарушение нормативки валютного рынка», объяснил такой феномен UBR.ua источник в банковском секторе.

В Киевской области сгорели склады Фармака: ущерб оценили в 1,5 млрд грн

Запасы в несколько месяцев

В Европейской Бизнес Ассоциации (Еuropean Business Association, EBA) уточняют, что запрет Национального банка на трансграничные валютные операции существенно ограничивает активность бизнеса, причем под удар попала не только транспортная сфера, а вообще весь бизнес, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность.

«Сейчас мы видим, что власти декларируют необходимость возобновлять бизнес-деятельность. Однако в настоящее время многие логистические цепи внутри страны разорваны и без импортирования продукции, отдельных ингредиентов, услуг и т.д. запустить бизнес, в основном, будет почти невозможно. А ведь зарубежные контрагенты просят рассчитываться валютой. Важно снять валютные ограничения по расчетам в виде оплаты за услуги по фрахту и транспортно-экспедиционные услуги«, подчеркивает исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.

Согласно опросу ЕВА, почти половина опрошенных бизнесов оценивает собственную финансовую устойчивость в несколько месяцев. Еще почти треть (28%) имеют запас устойчивости на полгода, остальные 17% имеют финансовые резервы в год или больше. И только 6% сообщают, что финансовые ресурсы компании уже исчерпаны.

«И вопрос что будет через несколько месяцев, когда запасы прочности у большинства начнут заканчиваться. Но очень не хотелось бы это проверять на практике«, резюмирует Анна Деревянко.

Запись опубликована автором в рубрике Без рубрики.

Добавить комментарий