И снова длинные кредиты от НБУ | UBR.ua

И снoвa длинныe крeдиты oт НБУ

В пoслeднee врeмя oсущeствляются впoлнe реальные шаги, свидетельствующие об усилении роли Центробанка в финансовом секторе страны. К чему готовится Национальный банк? Возможно к очередному кризису ликвидности банковской системы, а возможно и масштабной кредитной поддержке экономики (с использованием банков-транзитеров). В конце августе НБУ было принято постановление №321, которым регулятор решил увеличить максимальный срок использования стабилизационных кредитов в 4,1 раза (до 5 лет). Вероятно, следующим шагом будет уже более масштабное финансирование банковской системы. Хорошо это или плохо – покажет время, но получение экстренного финансирования по умеренной цене может спасти не один отечественный банк, освободив Фонд гарантирования вкладов от необходимости испытывать в действии новые правила ликвидации банков.  

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber



В последнее время осуществляются вполне реальные шаги, свидетельствующие об усилении роли Центробанка в финансовом секторе страны. К чему готовится Национальный банк? Возможно к очередному кризису ликвидности банковской системы, а возможно и масштабной кредитной поддержке экономики (с использованием банков-транзитеров). В конце августе НБУ было принято постановление №321, которым регулятор решил увеличить максимальный срок использования стабилизационных кредитов в 4,1 раза (до 5 лет). Вероятно, следующим шагом будет уже более масштабное финансирование банковской системы. Хорошо это или плохо – покажет время, но получение экстренного финансирования по умеренной цене может спасти не один отечественный банк, освободив Фонд гарантирования вкладов от необходимости испытывать в действии новые правила ликвидации банков.  

В 2008 году ситуация на финансовом рынке и в экономике страны сложилась таким образом, что для нормальной работы банковской системы понадобилось более 100 млрд. грн. кредитов рефинансирования (сегодня задолженность по таким кредитам составляет 73,6   млрд. грн. или менее 8% обязательства банковской системы). Можно утверждать, что тогда НБУ справился с функцией «кредитора последней инстанции» и потери системы были не существенными.

Как же обстоят дела в системе на текущий момент?

Банковская система еще имеет запас ликвидности, хотя распределена она была неравномерно. Значительная часть средств на протяжении последних 2 лет была направлена на погашение кредитов НБУ или материнским структурам. Депозитная база после кризиса была восстановлена, однако внутренние ресурсы банков ограничены.

Многие банки начинают повышать процентные ставки по депозитам. Одновременно с ростом стоимости межбанковского фондирования, это делает кредиты от НБУ наиболее привлекательными для банков, даже не смотря на ограничения, которые появляются у банков, одновременно с получением денег у регулятора.

Займы под 7,9% годовых (средняя ставка по кредитам НБУ в июле 2012 года) позволяют банкам кредитовать экономику, чего не скажешь о 20% и более процентов годовых, под которые привлекаются средства населения. К тому же длинное рефинансирование НБУ может снизить давление на ликвидность банковского сектора (в т.ч. из-за ажиотажного изъятия средств или увеличения невозвратов).

Теперь о самом документе

Согласно Постановлению НБУ №321, текст которого размещен на веб-сайте Верховной Рады (), помимо существенного удлинения сроков предоставления стабилизационных кредитов (с 90 дней до 5   лет – новые кредиты; с 90 дней до 1 года – продление; 5 лет   – максимальный срок пользования займами), вводятся конкретные ограничения по деятельности банков на период пользования кредитами, а также ряд дополнительных требований на системном уровне (ранее применялись в индивидуальном порядке). Также банкам предоставлена возможность получать кредиты под гарантии банков нерезидентов с высокими международными рейтингами (не ниже «А-»).

При этом, банки, которые получают стабилизационные кредиты, обязаны предоставить в НБУ письменное заверение (обязательство) увеличить регулятивный капитал в процентном соотношении сумме полученного займа (15% при получении займа и 20% в случае пролонгации). Дополнительно вводится ряд запретов на определенные кредитные операции и операции с ценными бумагами. Зачем? Вероятно, для уменьшения манипуляций банков такими средствами в пользу собственников, а направление их либо на кредитование реального сектора, либо на возврат депозитов.

Вместе с тем, новые требования повышают риски некоторых категорий кредиторов (в т.ч. держателей облигаций, которые вряд ли смогут предъявить бумаги к досрочному погашению). Реальный сектор также эмитирует облигации, покупателями которых зачастую становятся именно банки. Хотя спрос на такие бумаги и в нормальных условиях не высок, а в кризис он, как правило, сводится к приобретению облигаций дружественных компаний. Путем ужесточения требований к капитализации, Национальный банк пытается добиться участия собственников в капитализации проблемных банков, хотя найдутся ли у них таких средства и желание поддерживать банк, или Фонду гарантирования вкладов все же придется в последствии выплачивать вкладчикам их сбережения   – вопрос открытый.

Таким образом, на случай неблагоприятных событий, формируются   условия для защиты финансовой системы без использования административных ограниченгий. А избыток средств, если конечно образуется, банки смогут направить на кредитование предприятий и граждан.

Пока лишь остается надеяться, что банки, как и прежде, будут своевременно возвращать депозиты вкладчикам, используя для этого все возможности и инструменты.

С ув.

Добавить комментарий