Государственный земельный банк — преимущества и риски | UBR.ua

Гoсудaрствeнный зeмeльный бaнк — прeимущeствa и риски

 
Прoдoвoльствeннaя бeзoпaснoсть стaнoвится всe бoлee aктуaльнoй прoблeмoй для мнoжeствa стран. В то время, как  все большее влияние на аграрном рынке завоевывают, обладающие огромными производственными, логистическими и финансовыми ресурсами, транснациональные корпорации, спрос на продукцию которых рассредоточен по всему миру (продовольствие уходит туда, где готовы больше платить), частное земледелие и животноводство может стать «соломиной», обеспечивающей продукцией   рынки и в мелкие магазинчики. Продукцию, которая не будет увозиться за границу после уборки урожая, а доходить до конечного потребителя в городах и селах независимо от того, какими будут биржевые котировки на зерно на лондонской и прочих биржах, а также валютный курс. Вот только для таких мелких и средних производителей нужно создать условия для выживания в жесткой и агрессивной среде, которая образуется там, где «пирога не хватает на всех».
Постановлением № 609 от 2 июля 2012 КМУ создал Публичное акционерное общество «Государственный земельный банк» (с уставным капиталом 120 млн. гривен), 100% акций которого принадлежит государству. Ранее Верховная рада приняла закон, который фактически разрешает продажу земли сельхозназначения этому банковскому учреждению. Несмотря на  то, что в стране из года в год продлевается мораторий на продажу земель сельхозназначения, такие «новации» в законодательстве довольно существенны.
Чем же будет земельный банк: реальным источником поддержания небольших собственников земель или инструментом аккумулирования банков земельных ресурсов с целью их дальнейшей перепродажи? Время покажет. Пока же есть вопросы без ответов о судьбе самого банка, принципах его работы и предполагаемых результатах деятельности.

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

 

Продовольственная безопасность становится все более актуальной проблемой для множества стран. В то время, как   все большее влияние на аграрном рынке завоевывают, обладающие огромными производственными, логистическими и финансовыми ресурсами, транснациональные корпорации, спрос на продукцию которых рассредоточен по всему миру (продовольствие уходит туда, где готовы больше платить), частное земледелие и животноводство может стать «соломиной», обеспечивающей продукцией    рынки и в мелкие магазинчики. Продукцию, которая не будет увозиться за границу после уборки урожая, а доходить до конечного потребителя в городах и селах независимо от того, какими будут биржевые котировки на зерно на лондонской и прочих биржах, а также валютный курс. Вот только для таких мелких и средних производителей нужно создать условия для выживания в жесткой и агрессивной среде, которая образуется там, где «пирога не хватает на всех».

Постановлением № 609 от 2 июля 2012 КМУ создал Публичное акционерное общество «Государственный земельный банк» (с уставным капиталом 120 млн. гривен), 100% акций которого принадлежит государству. Ранее Верховная рада приняла закон, который фактически разрешает продажу земли сельхозназначения этому банковскому учреждению. Несмотря на   то, что в стране из года в год продлевается мораторий на продажу земель сельхозназначения, такие «новации» в законодательстве довольно существенны.

Чем же будет земельный банк: реальным источником поддержания небольших собственников земель или инструментом аккумулирования банков земельных ресурсов с целью их дальнейшей перепродажи? Время покажет. Пока же есть вопросы без ответов о судьбе самого банка, принципах его работы и предполагаемых результатах деятельности.

Согласно данным Государственного агентства земельных ресурсов Украины () на начало 2012 года в стране было 42,78 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, значительная часть которых разпайована и   арендуется у собственников крупными и мелкими сельскохозяйственными предприятиями. Большое число собственников паев сдает их в аренду крупным (и средним) компаниям, предпочитая получать ежегодную арендную плату (в основном   – в материальной форме).

В чем же причина сложившейся ситуации? У одних нет начального капитала, у других — желания (нередки случаи, когда тот же пай мог достаться в наследство людям, которые работу на земле представляют слабо).   Обе задачи   призван решить вновь созданный «Государственный земельный банк».

Не смотря на привлекательность сельского хозяйства (ввиду растущего дефицита продовольствия в мире), в нашей стране действует ряд факторов, ограничивающих возможность привлечение финансовых ресурсов в сфере АПК. Разумеется, если Вы не национальная или международная вертикально-интегрированная аграрная корпорация, владеющая банком земли в десятки или сотни тысяч гектаров. Для остальных же проблема финансирования (особенно в период посевной) стоит достаточно остро.

Среди основных задач Земельного банка – кредитование сельскохозяйственных производителей под низкие процентные ставки (ниже рыночных), а также   консолидированное управление государственными и коммунальными землями (сейчас ими управляют районные государственные администрации на местах).   На мой взгляд, обе функции между собой не конфликтуют (несмотря на заявления ряда экспертов), но вот на этапе их реализации может возникнуть множество проблем.

Во–первых: откуда ресурс? с целью аккумулирования ресурсов для кредитования, банк планирует выпускать облигации (на капитале в 120   млн. грн. много не покредитуешь, да   и большая часть его, вероятно, уйдет на обеспечение внутренних потребностей самого учреждения, в т.ч. обустройство региональной сети). Кто готов одалживать   под 5-6% годовых, что бы аграрии могли получать займы под 8-10% (цифра была озвучена чиновниками Минагрополитики и продовольствия). Доходность гривневых ОВГЗ колеблется в диапазоне 10% – 14%; валютных – 9%. Думаю, что без дополнительных гарантий (а они могут и не соответствовать цели обеспечения финансовой и продовольственной безопасности страны) на внешних рынках привлечь деньги будет сложно. На внутреннем рынке реальным кредитором может выступить только НБУ, но я не думаю, что без крайней необходимости Национальный банк будет вливать существенные банки в учреждение. Правительство также может существенно увеличивать капитал банка, например, облигациями (которые выкупит НБУ или один из госбанков). НО в таком случае такая схема мало чем отличается от предоставления прямых государственных дотаций и субсидий (с поправкой на то, что через Земельный банк может выкупить заложенные земельные участки).

Во-вторых: как кредитовать? Остается загадкой сама процедура работы банка с товаропроизводителями. Смею предположить, что это будет ломбардное кредитование в чистом виде. Но тогда и ставка должна быть другой. Если же доступ к кредитам будет у платежеспособных заемщиков (к числу которых лишь малая часть владельцев земельных участков), тогда реальными функциями учреждения будет просто рефинансирования действующих кредитов (но уже под залог земли или имущественных прав на их аренду). Тогда вопрос лишь в распределении таких ресурсов, которые в начале деятельности банка вряд ли будут в избытке.

В третьих: что делать с неплатежеспособными заемщиками? Я вижу этот проект как дотационный, а значит не стоит рассчитывать на большую прибыль. А если банк будет накапливать убытки? То чем их покрывать и как долго в таком случае просуществует учреждение. Что делать с неплатежеспособными заемщиками? Выкупать участки? По какой цене? И что потом делать с ними? Вполне вероятно, за несколько лет учреждение сможет аккумулировать в госсобственность определенный банк земли. Вопрос лишь в том, как оно будет им распоряжаться. Вопрос цены остро стоит и в случае выкупа земельных участков у собственников на добровольных засадах. Не будет ли банк злоупотреблять монопольным положением на право выкупа земельных участков?

Думаю, ответить на эти вопросы поможет лишь время. Хочется лишь верить, что несмотря на ожидаемые учреждение трудности, оно будет источником поддержания мелких производителей АПК, а не инструментом перераспределения земельных участков с использованием различных коррупционных схем.   В таком случае в стране не будет возникать проблем с продовольственной безопасностью со всеми вытекающими последствиями.

для справки: согласно данным НБУ (), на начало сентября 2012 года задолженность сельскохозяйственных предприятий по банковским кредитам составила 37 млрд. грн., в т.ч. 16,2 млрд. грн. — сроком погашения до года.

Запись опубликована автором в рубрике Без рубрики.

Добавить комментарий