«Горячая» десятка топливных ЧаВо | UBR.ua

«Гoрячaя» дeсяткa тoпливныx ЧaВo

Вызвaнный фeврaльским пoдoрoжaниeм «чeрнoгo зoлoтa» и пeрвый с мaя прoшлoгo гoдa рост цен на нефтепродукты в Украине, а также остановка крупнейшего в нашей стране Лисичанского НПЗ на внеплановый ремонт заставили экспертов НТЦ «Психея» многократно отвечать на одни и те же вопросы. При этом некоторые журналисты обижались, что, мол, аналитики снова говорили преимущественно о плохом. Увы, когда на топливном рынке все спокойно, интерес к его проблемам тут же пропадает. Что же интересовало отечественные СМИ на прошлой неделе?

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

Вызванный февральским подорожанием «черного золота» и первый с мая прошлого года рост цен на нефтепродукты в Украине, а также остановка крупнейшего в нашей стране Лисичанского НПЗ на внеплановый ремонт заставили экспертов НТЦ «Психея» многократно отвечать на одни и те же вопросы. При этом некоторые журналисты обижались, что, мол, аналитики снова говорили преимущественно о плохом. Увы, когда на топливном рынке все спокойно, интерес к его проблемам тут же пропадает. Что же интересовало отечественные СМИ на прошлой неделе?

Вопрос: Почему подорожал бензин?

Ответ: Главной причиной роста цен на топливо в Украине стало значительное (со $108…111 на протяжении января до $122…125/барр. в конце февраля) подорожание нефти и обусловленный им рост котировок на нефтепродукты в Европе, к которым искусственно привязана стоимость топлива в нашей стране. Примерно половина в структуре розничной цены приходится на европейские котировки. Их рост в течение трех-четырех недель на 2% еще через три-четыре недели приводит к подорожанию бензина в Украине на 1%.

 

Вопрос: Какие факторы влияют на розничную цену бензина в нашей стране?

Ответ: Таких факторов порядка 300. Главные – внешние: цены на нефть и нефтепродукты в Европе, а также прогнозы в отношении этих цен. Внутренние – соотношение между спросом и предложением, уровень конкуренции, качество топлива и его восприятие потребителем, платежеспособность населения, степень налогового и административного давления, сезонный и психологический факторы. Последний особенно важен, так как наше представление о рынке почти невозможно просчитать. Его формируют действительное предложение и спрос, а также искажающие их новости и публикации в СМИ. Нередко требуемые настроения формируют умышленно. Сегодня на топливном рынке все меньше экономики и все больше манипуляций.

 

Вопрос: Что будет с ценами дальше?

Ответ: Средняя цена «черного золота» в феврале составила $119/барр., продемонстрировав рост по сравнению с январем на 8,2%. Так как динамика цен на нефтепродукты в Европе повторяет нефтяную, в среднем они подорожали за месяц на ту же величину. Если предположить, что переработчики закупили сырье, а импортеры – топливо по ценам, которые на 8,2% выше январских, то экономически обоснованным для марта будет четырехпроцентное подорожание топлива в рознице. Таким образом, в ближайшие 30 дней можно ожидать роста цен на бензин А-95 до 10,66 грн/л; А-95-Евро вида II – до 11,08; А-95-Евро вида I – до 11,84 грн/л. При этом следует уточнить, что бензин А-95-Евро предлагают в настоящее время лишь 936 из 7165 украинских АЗС.

Помимо нефтяных котировок, на ценовую динамику в марте могут оказать влияние и другие повышающие факторы, например сезонное оживление спроса или возможное снижение курса гривни по отношению к евро (именно к этой валюте привязан акциз на нефтепродукты). Но если даже предположить, что гривня повторит негативную динамику января (–4%), это прибавит к цене бензина не более 8 коп. Что до роста спроса, то он вряд ли будет способен стимулировать подорожание, скорее наоборот.

 

Вопрос: Правда ли, что трейдеры вновь намерены нажиться на потребителе?

Ответ: Розничную цену бензина и дизельного топлива определяют три составляющие: стоимость нефтепродуктов, уровень налогов и затраты операторов. После январской индексации акциза на величину инфляции доля налогов в цене бензина возросла до 40%. В соответствии с используемой Минэнергоугля расчетной методикой затраты трейдеров на логистику составляют 4,1%, условно-постоянные затраты АЗС – 3,8%, потери продукта во время хранения и транспортировки – 0,8% (в среднем). Себестоимость ресурса за вычетом налогов – 46…48%. Таким образом, на долю розничной наценки операторов, предлагающих качественное топливо и уплативших все налоги, остается в среднем 3…5%. Эта величина соответствует уровню рынков Европы, так что ни о каких сверхприбылях трейдеров речь не идет.

 

Вопрос: Является ли нынешняя цена бензина рыночной?

Ответ: Если потребитель согласен покупать топливо по предложенной продавцом цене, она является рыночной. Снижать цену должна конкуренция, но она все в большей мере становится недобросовестной. Это относится как к ценообразованию, так и качеству. Трудно ожидать, что дешевое топливо будет качественнее дорогого. Впрочем, возможны исключения. Например, если отдельные участники рынка практикуют грабительское ценообразование (то есть занижают цены), это способствует вытеснению с него конкурентов и последующему злоупотреблению монопольным положением. Сегодня, когда оборотных средств не хватает, розничная наценка сократилась до 3…5%, а потребитель стал очень чувствительным к стоимости нефтепродуктов, примененное крупной компанией грабительское ценообразование в течение одного-двух месяцев может стать губительным для большинства небольших сетей АЗС.

 

Вопрос: Олег Гавриш из «Коммерсанта» пишет: «Эксперты уверены, что остановка Лисичанского НПЗ спровоцирует рост цен на топливо в стране». Насколько возрастут цены?

Ответ: «Коммерсант» ссылается только на народного депутата Александра Гудыму, но, насколько мне известно, он с журналистами издания не общался. Александр Николаевич не может не знать, что весь прошлый год «ЛИНИК» был ориентирован на российский рынок, и крупнооптовые партии выпущенных на нем нефтепродуктов практически не поступали в свободную продажу. Так что на общую ценовую обстановку в стране остановка этого НПЗ на ремонт не повлияет. Благодаря открытости украинского рынка и его привлекательности для экспортеров, немногочисленные трейдеры, работавшие с Лисичанском, быстро переориентируются на поставки из других источников. В свою очередь, заправки ТНК будут работать в основном на топливе белорусского производства, поскольку ТНК-ВР владеет пакетом акций Мозырского НПЗ и намерена использовать давальческие схемы. К сожалению, это намного выгоднее, чем перерабатывать нефть в Лисичанске.

 

Вопрос: Можно ли предположить, что остановка Лисичанского НПЗ в марте – это попытка ТНК-ВР надавить на власть в преддверии полевой кампании?

Ответ: Остановка завода обусловлена его недостаточно эффективной работой, ростом акцизов и заморозкой розничных цен в РФ. К тому же дизельного топлива в Украине достаточно и поставлять его на нашу территорию выгодно. В ряде регионов нефтебазы переполнены. В отличие от прошлых лет, аграрии своевременно позаботились о резервах, а часть объемов «летних» марок топлива, закупленных еще в декабре, не была востребована зимой из-за низких температур. Так что проблем во время посевной возникнуть не должно.

 

Вопрос: Можно ли снизить цену нефтепродуктов, перерабатывая украинскую нефть?

Ответ: Объемы собственной нефтедобычи на цену отечественного бензина влияют несущественно, поскольку переработчики получают сырье по рыночным ценам. Себестоимость добычи нефти в Украине не ниже, чем в России или Азербайджане. Выиграть можно за счет транспортной составляющей. Ориентировочно, это около 5% в стоимости сырья. Но на отечественных НПЗ эту скидку трудно реализовать. Разумеется, есть другой путь – продавать украинскую нефть по заниженным ценам. Но это не позволит развивать нефтедобычу и снизить розничные цены из-за непрозрачности механизма ценообразования на НПЗ.

 

Вопрос: Почему нефтепродукты, которые продаются в нашей стране, хуже предлагаемых в Европе и даже в России?

Ответ: Топливо, предлагаемое на заправках ведущих операторов (можно перечислить десяток брендов), ничем не хуже европейского. Увы, львиная доля нефтепродуктов закупается за рубежом – в Белоруссии, Литве, Румынии. Отечественным предприятиям выпускать такую продукцию в значительных объемах невыгодно из-за большей себестоимости ее производства. Этой проблемы не возникло, если бы государство в свое время надлежащим образом стимулировало выполнение программ модернизации собственниками НПЗ.

 

Вопрос: Как отличить качественный бензин от бадяги?

Ответ: Наличие на заправке ресурса подозрительного происхождения можно определить по следующим признакам:

– топливо предлагают на 50…70 коп. дешевле, чем нефтепродукты аналогичных марок на соседних АЗС;

– паспорта качества на реализуемый продукт отсутствуют;

– дата, указанная в паспорте качества, – более чем двухмесячной давности;

– перечень нормируемых показателей топлива в предъявленном паспорте качества состоит менее чем из 16 пунктов.

Если разница в ценах бензина А-95 и А-95-Евро (А-95 Премиум, А-95+) на заправке составляет меньше 15 коп., бензин А-95-Евро таковым, как правило, не является.

 

В жизни меня мучают три философских вопроса:

1. До каких пределов будет расширяться Вселенная?

2. Есть ли жизнь после смерти?

3. Куда с такой скоростью исчезает бензин из бака моей машины?!

 

По материалам Нефтяного обозрения «» №9 (595) от 5 марта 2012 г.

Запись опубликована автором в рубрике Без рубрики.

Добавить комментарий