Блокада украинских портов Россией затронет 40% ВВП

Гибриднaя блoкaдa: чeм грoзят учeния РФ в Чeрнoм мoрe экoнoмикe Укрaины

Пoчeму учeния ВМС РФ мoгут привести к блокаде

Информация о перекрытии подходов к украинским портам из-за предусматривающих ракетную и артиллерийскую стрельбу военно-морских учений РФ появилась в среду, 9 февраля. Сначала об этом сообщило профильное СМИ Blackseanews.net, после чего данные подтвердили государственные органы.

В Госгидрографии при Госслужбе морского и речного транспорта Украины рассказали о поступлении от Управления навигации и океанографии Минобороны РФ электронных писем касательно планового закрытия с 13 по 19 февраля «значительных по площади районов в Черном и Азовском морях».

На этом основании украинское ведомство объявило их опасными для судоходства.

Кроме того, Россия выпустила предупреждения для экипажей воздушных судов о том, что отдельные районы двух морей будут считаться опасными для полетов в тот же период.

Реагируя на это, ВМС Украины заявили, что, перекрывая рекомендованные морские пути, РФ практически сделала невозможным свободу судоходства в указанных районах и возможность судов свободно заходить в морские порты Украины, особенно в Азовском море.

Однако уже в пятницу, 11 февраля, в Госгидрографии объявили об отмене перекрытия Россией акватории в Азовском море – при этом ситуация в Черном море осталась прежней.

Россия заблокировала пути движения торговых судов в морские порты Украины

В самой России утверждали, что передвижения их кораблей производятся в соответствии с морским правом и не будут мешать торговому судоходству. Однако это, судя по заявлениям украинских госорганов и комментариям специалистов, верно лишь отчасти.

С одной стороны, как пояснили в Администрации морских портов Украины (АМПУ), перекрытие РФ районов в Черном море делает возможным судоходство лишь в обход рекомендованных маршрутов, где производятся боевые стрельбы, и лишь в пределах 12-мильной границы территориальных вод Украины – соответственно, с ограничениями на глубину погружения (осадку) судов.

Это может создать препятствия для подхода к украинским портам Черноморского бассейна крупногабаритных судов, которым может быть затруднено плавание в мелководных районах моря.

По состоянию на субботу, 12 февраля, АМПУ констатировало продолжение работы морских портов. Однако там обещали разъяснить возможные ограничения для прохода суден в период с 13 по 19 февраля в ближайшее время.

Кроме того, объясняет UBR.ua эксперт в сфере транспорта Владислав Притоманов, любые маневры военных кораблей увеличивают риски морского сообщения с точки зрения компаний, которые будут вынуждены поднять страховую премию за поставку грузов в Украину.

«Как минимум компании должны будут изменить свои отработанные пути сообщения – даже если посмотреть на судоходного трафика, возле берега суда ходить не любят, они для этого не рассчитаны. Как максимум компании должны быть готовы к риску захвата кораблей, как уже было в Азовском море«, – поясняет Притоманов.

В Нафтогазе рассказали о диалоге с ЕК по жалобе на Газпром и обвинили Россию в «затягивании газовой удавки»

Как, в свою очередь, сообщил нам собственник «Барон Логистик» Игорь Барон, нынешняя ситуация уже внесла неопределенность в работе его компании с партнерами из Турции – в пятницу морские линии не давали подтверждения по срокам прибытия судов.

«Мы делали запросы в линии, но нам не дали ответ. Предварительно мы должны забирать груз из порта в среду, но сейчас нет ясности, когда судно будет выходить из порта отплытия, придет ли оно в срок и придет ли в принципе. Скорее всего, графики будут смещены«, – рассказал Барон.

С другой стороны, у экспертов существуют сомнения, что юридически Украина может надавить на РФ, чтобы она изменила планы учений и разрешила беспрепятственное судоходство в черноморской акватории – в частности, такое мнение высказывал агентству «Укринформ» юрист-международник Борис Бабин, , что «по сути» Россия ничего не нарушает, но злоупотребляет механизмами сообщения об опасностях на море, в том числе связанными с учениями – они не должны препятствовать судоходству.

«С точки зрения Кодекса международного судоходства, под термин морской блокады сегодняшние действия РФ не подпадают. Но фактически учения препятствуют торговому сообщению и создают почву для начала реальной блокады портов«, – объяснил эксперт.

Дипломатические пути урегулирования проблемы, впрочем, уже начало искать Министерство иностранных дел Украины – в пятницу МИД РФ ультиматум, затребовав в течение 48 часов предоставить разъяснения касательно военной деятельности в районах, прилегающим к территории Украины.

Согласно положениям подписанного странами-членами ОБСЕ Венского , на который сослался МИД при оформлении запроса, получившая его РФ должна предоставить точные районы проведения военной деятельности, уведомить даты ее завершения, а также наименования, подчиненность, количество военных формирований, типы вооружений и военной техники.

Запрет на обмен валют и «национализация» части депозита – как государство ведет себя во время войны

В случае непредоставления или неполного предоставления этих данных Украина обратится к участникам Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности с инициативой о созыве чрезвычайной встречи, «на которой РФ должна будет дать разъяснения».

Как полагает директор экономических программ Украинского института будущего (УИБ) Анатолий Амелин, проведение учений, которые являются «актом дипломатической агрессии РФ в отношении Украины», несмотря на дипломатические усилия властей, остается очень вероятным.

Однако в сложившихся обстоятельствах альтернатив для противодействия РФ немного – «физические» способы, очевидно, закончатся не лучшим образом.

«Остается только привлекать международных арбитров, которые могут нас поддержать«, – сказал Амелин.

В свою очередь секретарь СНБО Данилов, отмечая, что на сегодняшний день по информации властей доступ к украинским портам для судов, в том числе крупногабаритных, остается открытым, заявил, что «в случае необходимости» и «если Российская Федерация и дальше будет соваться в нашу страну» международные партнеры мгновенно введут новые санкции, о чем они сами раньше и заявляли.

Сколько можем потерять

В случае установления тотальной блокады морских портов Украины даже на неделю убытки экономики будут измеряться в десятках и сотнях миллионов долларов за день – морские пути являются ключевыми для отечественных экспортеров зерна и металлургии.

При этом потери вряд ли удастся минимизировать за счет переориентирования на другие виды транспорта.

За утаивание канистр будут штрафовать: бизнес обязали подготовить свои авто для нужд армии

Сельское хозяйство занимает под 9% украинского ВВП, металлургия – около 30%, отмечает Владислав Притоманов, указывая, что их общая доля составляет приблизительно 40% товаров, формирующих ВВП. Весь этот сектор как минимум подпадет под риск переориентации на ж/д- и автотранспорт в западном направлении.

«В то же время морской транспорт в два-три раза дешевле железнодорожного и в 5-6 раз – автомобильного. Поэтому уход с морских маршрутов в любом случае увеличит логистические затраты и уменьшит конкурентность украинской продукции за границей«, – объяснил эксперт.

Наиболее сложной ситуация будет для сельхоз-экспорта – эта продукция поставляется преимущественно в Египет, Турцию и Китай, что будет означать необходимость ее отправки сначала ж/д-транспортом в один из портов, например, Средиземного моря, откуда ее снова нужно будет отправлять кораблем.

В любом случае, подчеркивает Притоманов, учения российских войск вызовут опасения морских перевозчиков и заставят их поднять страховую наценку перед заходом в украинские порты – а это само по себе снизит конкурентность украинских товаров.

«Я думаю, что под международным давлением в итоге удастся заключить соглашение, по которому будет создан свободный и безопасный проход для товарных кораблей на время военно-морских учений РФ по действующим маршрутам. В противном случае, будет прекрасный повод наложить санкции на Россию за препятствование торговле«, – высказал мнение эксперт.

Добавить комментарий