«Болевые точки» Минска-2 | UBR.ua

«Бoлeвыe тoчки» Минскa-2

В пeрвoм приближeнии: Кaкими нeдугaми стрaдaют Минские соглашения 2.0?

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

В первом приближении: Какими недугами страдают Минские соглашения 2.0?

Минские соглашения-2 дали миллионам людей шансы на мир, но есть огромный риск, что от теории до практики окажется чересчур большое расстояние. Если не сказать, пропасть. И первый камень преткновения заключается в том, что сегодня правящая администрация Украины – это три головы, причем действующие в автономном режиме друг от друга. И Олланд, Меркель и Путин вели в Минске переговоры с держателем, дай Бог, если 33 % акций ЗАО «Украина».

Конечно, президент Петр Порошенко выступал участником переговорного процесса в Минске, представляя интересы государства Украина, но на деле его возможности серьезно ограничены. «Красный флажок» №1 – это модель парламентско-президентской республики. Верховная Рада проголосовала за возвращение Украины к парламентско-президентской модели в феврале 2014 года, сразу же после изгнания президента Виктора Януковича. В рамках парламентско-президентской модели полномочия Порошенко распространяются на внешнюю политику и оборону, поэтому квота президента в составе Кабинета Министров – это посты главы Минобороны и МИД.

Благодаря политической реформе 2004 года, председатель Кабинета Министров Арсений Яценюк (партия «Народный фронт») концентрирует в своих руках полномочия по управлению финансовыми потоками и экономическими процессами. Опять-таки, именно премьер-министр вносит на голосование в Верховную Раду конкретные кандидатуры в состав Кабмина, включая должности министра экономики, финансов, социальной политики и т.д.

И, наконец, третья голова украинской власти – это должность секретаря Совета национальной безопасности и обороны, которую с декабря 2014 года занимает Александр Турчинов от «Народного фронта».  25 декабря 2014 года Верховная Рада 253 голосами поддержала законопроект № 1343 о внесении поправок в закон «О Совете национальной безопасности и обороны». Новая редакция закона с помощью ряда уловок существенно расширяет полномочия секретаря СНБО за счет перераспределения полномочий от президента и премьер-министра. Если тезисно, то, к примеру, новая редакция предоставляет СНБО полномочия:

 — принимать решения в отношении «безотлагательных мер по разрешению кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины»;

 — принимать решения касательно вопросов, относящихся к сфере национальной безопасности и обороны (ранее СНБО готовил варианты решений и подавал их президенту как главе Совета);

- координировать выполнение решений СНБО органами исполнительной власти и т.д. То есть, получается, что после того как президент своим указом вводит решение Совета в действие, Турчинов имеет полное право ставить задачи министерствам и ведомствам, а также требовать отчета – и все это в рамках «координации».

Несмотря на то, что новая версия закона противоречит как минимум пяти статьям Конституции, Порошенко поставил свою подпись под текстом, узаконив передел власти в пользу Турчинова. А значит, Порошенко дал согласие и узаконил трехглавый организм власти в Украине.

Поэтому, когда Олланд, Меркель и Путин ведут переговоры с Порошенко, они договариваются только с одним из трех высших чинов. А две другие головы – Яценюк и Турчинов – в переговорах не участвуют, поэтому считают, что никому ничего не обязаны.  

На контрасте – если глава Верховной рады Владимир Гройсман (избран в Раду по списку партии «Блок Петра Порошенко») опубликовал на сайте Верховной Рады www.rada.gov.ua заявление под заголовком «Парламент одобрит все необходимые для реализации Минских договоренностей решения», то ряд группировок в Верховной Раде восприняли Минск 2.0 в штыки. «Измена. Национальная измена. Предательство национальных интересов. Только так можно охарактеризовать текст по выполнению минских соглашений, подписанный с ДНР и ЛНР Леонидом Кучмой от имени Украины», — так охарактеризовал «комплекс мер» народный депутат Игорь Мосийчук (в 2014 году – заместитель командира батальона «Азов»).  Буду прилагать максимальные усилия, чтобы не допустить имплементацию в парламенте этих предательских соглашений», — пообещал Мосийчук. «Президент Порошенко не имел полномочий выносить на торги вопрос конституционного строя, поскольку он находится в исключительной компетенции парламента и народа Украины», — гласит самое мягкое изречение авторства Олега Ляшко, народного депутата и главы фракции Радикальной партии (насчитывает 21 парламентария).

Против Минска выступили и влиятельные силы внепарламентского типа – СМИ растиражировали Facebook-заявление народного депутата и главы «Правого сектора» Дмитрия Яроша: «В случае если Вооруженные силы Украины (ВСУ) получат приказ на отвод тяжелой техники и артиллерии и неоткрытие огня, добровольческий украинский корпус «Правый сектор» оставляет за собой право продолжить активные боевые действия согласно собственным оперативным планам до полного освобождения украинских земель от российской оккупации».

Говоря же о международном уровне, следует учитывать, что эти две из трех голов украинской власти – Турчинов и Яценюк — однозначно ориентируются на позицию США. Америка является очень крупным игроком на территории Украины, реализуя свои интересы через подконтрольных политиков и чиновников. Если бы США были заинтересованы в минских переговорах, они бы в них участвовали. Да, накануне переговоров Джон Керри встречался с Ангелой Меркель, чтобы согласовать позиции, но непосредственно от переговорного процесса Соединенные Штаты постарались дистанцироваться. А поскольку представителей США на встрече не было, значит, они не заинтересованы в результатах переговоров. Следовательно, договоренности, достигнутые по итогам встречи в Минске, обесцениваются с самого начала.

Добавить комментарий