Без НАТО в голове | UBR.ua

Бeз НAТO в гoлoвe

В чeм oснoвнaя oшибкa рeфoрмы укрaинскoй армии?

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

В чем основная ошибка реформы украинской армии?

Недавно Президент Украины Петр Порошенко в очередной раз задекларировал, что целью реформы Вооруженных сил Украины является переход на стандарты НАТО. Такая позиция Главнокомандующего – вполне очевидное отражение курса на интеграцию в европейское сообщество.

Однако, для возможности полноценно проводить совместные операции с нашими партнерами по НАТО, нам необходима полная реформа всего сектора государственной обороны. Отдельные реформы в Нацгвардии или ВСУ не решат задачу по обеспечению обороноспособности страны в полном объеме. Изменения должны быть глубокими и системными: в первую очередь, реформирование СНБО и Минобороны, а также перераспределение функций между Министерством обороны и Генштабом. Необходимо полностью поменять систему планирования, управления и принятия решений.

Для того, чтобы понять, почему это важно, давайте разберемся: что же такое стандарты НАТО и почему украинской армии в первую очередь необходима именно реформа системы управления?

Взаимоотношения Украины и НАТО имеют давнюю историю, однако так и не привели к какому-то конкретному результату. Не последнюю роль в этой пробуксовке сыграли и спекуляции на тему натовских стандартов. Спорят о том, какие угрозы для ВПК, якобы, несет переход на стандарты НАТО, о затратности этого перехода и так далее. Короче говоря, рассуждениями на тему прикладных аспектов нас планомерно отвлекают от сути вопроса.

НАТО – это система коллективной безопасности. На данный момент в Альянсе состоят 28 государств. В этих государствах говорят на разных языках, их армии имеют разную численность и разное вооружение, все эти армии по-разному комплектуются. Но благодаря единым стандартам в НАТО смогли добиться абсолютной интеграции всех этих армий в единую систему.

Дело в том, что стандарты НАТО – это не одинаковые каски и патроны. Стандарты НАТО – это, прежде всего, стандарты управления. Это главная идея: все структурные единицы всех военизированных формирований всех государств, входящих в НАТО, управляются одинаково. Это дает широчайший простор для маневра: можно, например, перебрасывать подразделения одной страны под командование генералов другой страны – и эффективность ниже не станет.

Стандарты управления на практике означают типовую структуру штаба, типовой процесс принятия решений. Это значит, что все военные в НАТО разговаривают на одном языке, они точно знают, как поступят их коллеги во время проведения совместной операции, какие факторы будут учтены в процессе принятия решений и т.д.

Когда эксперты Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» начали свое сотрудничество с Национальной гвардии Украины, первым этапом нашей работы стала разработка новой структуры управления – именно потому, что перед нами стояла сделать так, чтобы все подразделения НГУ взаимодействовали между собой максимально эффективно.

Единые стандарты управления делают возможным максимально эффективное взаимодействие под началом единого оперативного командования. Существенно уменьшаются сроки, необходимые для переведения подразделений в боевую готовность.

Что это дает Украине? В особый период войны целый ряд структур переходит под управление Генерального штаба: это и Нацгвардия, и армия, и пограничная служба и т.д. Важно, чтобы все они могли мгновенно встроиться в систему государственной обороны, чтобы они могли полноценно взаимодействовать друг с другом. Знаете, как в LEGO: кубики из одного набора подходят ко всем остальным? Вот так должно быть и здесь. А для этого важно, чтобы на всех уровнях системы государственной обороны мыслили одинаковыми категориями. Чтобы у них были стандарты управления и стандарты принятия решений. Поэтому все структуры, которые входят в сектор государственной обороны необходимо реформировать по одному образцу.

Когда мы говорим о государственной обороне, мы должны понимать, что это – вертикально интегрированная структура. А значит реформы в ней необходимо начинать «с головы».

Да, война на востоке Украины стала для всех нас шоком. Резко менять структуру управления не было возможности – у боевых частей были планы действий на особый период и подобного рода изменения только помешали бы их исполнению. Потому первыми стали вводить стандарты второго, а то и третьего порядка. Но дальше так действовать нельзя.

За последний год в ВСУ произошло много изменений – то есть трансформационные процессы структурного характера уже идут. Государство всерьез озаботилось материальным обеспечением военнослужащих: существенно увеличили заработную плату, ведется работа по улучшению системы снабжения и т.д. В Минобороны отмечают, что бюджет, который получило ведомство на 2016 год – это существенный прогресс по сравнению с предыдущими годами. Однако, если система неэффективна – будет ли реальный результат от этих финансовых вливаний?

Очевидно, что в первую очередь необходимо создать систему государственной обороны, в которой станет возможным правильно распределять и использовать ресурсы, грамотно планировать и своевременно принимать необходимые решения. Эта система должна иметь понятные и прозрачные механизмы работы. Это не говорит о том, что, например, планы войсковых операций должны утверждаться на общественном совете, нет! Это значит, что гражданское общество должно иметь возможность контролировать систему государственной обороны в тех вопросах, которые не являются военной тайной: тендеры, питание бойцов, снабжение и так далее. Мы все покупаем у государства услугу безопасности – и мы имеем право знать, за что мы платим.

Реформа, которая сейчас идет в Нацгвардии, доказывает, что нужные структурные изменения можно проводить достаточно эффективно и в достаточно сжатые сроки. Все это реально, если есть четкий план действий и четкое понимание целей. И разработка такого плана – то, над чем команда Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» сейчас активно работает.

Добавить комментарий