Архитекторы вместо каменщиков | UBR.ua

Aрxитeктoры вмeстo кaмeнщикoв

Вaкxaнaлия, oxвaтившaя стрaну пoслe развала СССР, не обошла стороной и систему высшего образования.

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

Вакханалия, охватившая страну после развала СССР, не обошла стороной и систему высшего образования.

В условиях скудного государственного финансирования ВУЗы начали зарабатывать кто как умеет. Основным источником живых денег для обескровленной системы образования, естественно, стали студенты-контрактники: высшее образование резко стало всем необходимо, без него невозможно было устроиться на хоть как-то оплачиваемую работу и от студентов, вроде как, не было отбоя. Но был нюанс.

Дело в том, что мода пошла на «полезные» специальности, то есть те, которые были востребованы в условиях зарождавшейся рыночной экономики: юристов, экономистов, финансистов, иногда – переводчиков. Инженерные специальности стали мало кому интересны: молодежь не хотела идти на заводы, молодежь хотела идти в бизнес. Спрос, как известно, рождает предложение – и всяческие политехи, физтехи, строительные и автодорожные начали массово получать статус университетов. Естественно, с единственной целью: получить возможность готовить людей по специальностям, которые раньше этому учебному заведению были не свойственны. Ну, право же, какой филологический или юридический факультет может быть в бывшем машиностроительном институте? Откуда там взяться соответствующей научной школе?

Так Украина практически потеряла систему политехнического образования и инженерной подготовки.

Здесь важно понять разницу между техникумом, институтом и университетом. Техникумы должны готовить специалистов, которые умеют пользоваться инструментами – то есть решать поставленные инженером задачи при помощи имеющегося набора приборов/станков/инструментов/аппаратов. Они готовят специалистов «для жизни», дают практические знания, необходимые для успешной работы. Всевозможные политехи должны готовить инженеров – то есть тех, кто видит систему в целом и способных в рамках этой системы находить нетривиальные решения. Университетское образование – оно о другом. Это академическое образование, которое должно решать задачи соответствующего уровня: давать научную основу для новых инженерных разработок, готовить преподавательский состав и т.д.

В той же Европе, на которую мы равняемся, существует строгое разделение на политехническое образование (политехи, колледжи и т.д.) и академическое (университеты). Европейцы берегут то, что в Украине затоптали в безумной погоне за тотальным высшим образованием.

«А при чем тут IT?», — спросите вы. Да при том, IT-отрасль это тлетворное влияние тотальной «университизации» на себе ощутила в полной мере.

Недавно на одном из образовательных саммитов ректор НТУУ «КПИ» с трибуны признал, что программиста не нужно готовить 4 года – для качественной подготовки достаточно 1,5-2 лет. А это, как вы понимаете, никак не уровень институтов (и уж тем более – университетов).

Программист, по сути – это ремесленник, человек, который умеет пользоваться инструментом. Ведь язык программирования – это действительно инструмент для решения определенных задач. Если вам нужны каменщики, способные качественно класть кирпич по чертежу (а иногда и без него) – вы же не будете искать их в какой-то строительной академии, правда?

С программистами та же история. Украинские IT-компании работают в основном на аутсорсе – то есть выступают подрядчиками для иностранных компаний. Соответственно, нужны им, в первую очередь, простые «работяги» — люди способные правильно укладывать «кирпичи» кода. И существующая государственная система подготовки программистов, когда подготовка одного «каменщика» занимает минимум 4-5 лет, компании никак не устраивает. Собственно, это и является причиной такой популярности онлайн-курсов по программированию – к нам на курс «JavaGr8″ приходят люди, которые хотят быстрее устроиться на работу.

И вот здесь мы подходим к самой главной проблеме украинского IT-образования. Дело в том, что хороший ремесленник рано или поздно сам дорастет до необходимости существенно повысить квалификацию и получить инженерное образование – да только где же его получать, если ВУЗы готовят таких же ремесленников?

Система высшего образования должна прекратить готовить каменщиков и должна заняться подготовкой инженеров – архитекторов от IT. Ведь, как я уже говорил выше, задача инженера – это создавать что-то новое, находить нетривиальные решения. Представители крупных украинских IT-компаний уже сейчас говорят, что для того, чтобы вывести отрасль на новый уровень, наши айтишники должны перейти от аутсорса к разработке собственного продукта.

Добавить комментарий