9 шагов необходимых для развития АПК в ближайшие 5 лет | UBR.ua

9 шaгoв нeoбxoдимыx для рaзвития AПК в ближaйшиe 5 лeт

В 2013 г. aгрaрии дaли 54% финрeзультaтa всeгo нaрoднoгo xoзяйствa. Тaкиe пoслeдниe дaнныe озвучили в Украинской аграрной конфедерации. Каждый четвертый доллар, который Украина получает от экспорта, заработан работниками сельского хозяйства.

Поделиться:

facebook
linkedin

telegram
skype
viber

В 2013 г. аграрии дали 54% финрезультата всего народного хозяйства. Такие последние данные озвучили в Украинской аграрной конфедерации. Каждый четвертый доллар, который Украина получает от экспорта, заработан работниками сельского хозяйства.

Аграрная отрасль – одна из немногих ежегодно демонстрирует показатели роста. И в кризисное время фактически является флагманом, ведущим вперед украинскую экономику. Отчасти наши сельхозпроизводители имеют такие успехи благодаря существующим налоговым льготам, которые не так давно едва не отменили в поисках быстрых денег для наполнения бюджета. Но льготы – далеко не единственный механизм, который может стимулировать развитие аграрного сектора. Переход от ситуативного принятия решений к стратегическому планированию развития АПК. А также смена акцентов в госполитике – это то, могло бы стать стимулом развития сельскохозяйственной отрасли в ближайшие 5-10 лет. Об элементах такой госполитики хотелось бы поговорить более подробно.

1.     Акцент на развитии переработки.

Не смотря на значительные объемы экспорта в Украине практически отсутствует глубокая переработка сельхозпродукции. Наша страна в прошлом году стала лидером по экспорту подсолнечного масла. В то же время большую часть экспорта составляет масло-сырец — продукт не глубокой переработки. Оно используется в качестве сырья в различные добавки, соусы и прочую пищевую продукцию. То, чем наши предприятия могли бы заниматься в промышленных масштабах. То же самое касается сои, рапса, других сельхозкультур. Для развития глубокой переработки необходимо создание стимулов для производства внутри страны. Их основа – соответствующий инвестиционный и налоговый климат. Иначе в ближайшие 100 лет мы так и будем продавать фуражное зерно и «сырое» масло.

2.               Отказ от создания Земельного банка и возможности продажи земли.

Создание Земельного банка и открытие возможности для свободной продажи земель сельхозназначения не сделают отношения в этой сфере прозрачной. А наоборот усугубят существующие социальные проблемы. Запрет на продажу земель сельхозназначения должен быть продлен вплоть до повышения социальных стандартов в Украине до уровня стран ЕС. Ведь чем в большинстве своем вызвано желание людей продать свой надел? Отсутствием средств к существованию. И в то же время невозможностью самостоятельно обрабатывать свою землю – получить кредит, закупить необходимую технику.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать открытие возможности фермерам получать кредиты под залог договоров аренды либо под залог своего пая. А также реальное кредитование мелких хозяйств на льготной основе. А открывать возможность продажи земли, в том числе иностранным агентам, абсолютно не нужно.

3.    Расширение возможностей для получения кредитов.

Сегодня около 80 процентов техники, которой пользуются украинские фермеры, морально и технически устарела. Какой кредит может получить фермер, имея в качестве залога старые трактора, либо, например, комбайны «Дон» или «Нива»? Рыночной ценности они не имеют. При этом способны обрабатывать 200-1000 гектаров, что в Европе считается достаточно неплохим участком земли, на котором можно зарабатывать.

Условия кредитования украинских банков очень жесткие и обусловлены, в том числе, требованиями НБУ. Это либо первоначальный взнос в размере 20-30% или предоставление «твердого залога» — новой техники, помещений, недвижимости фермера, которая имеет высокую балансовую стоимость. Кредитование под «незавершенку», то есть товары, которые находятся в обороте, практически отсутствует. Открытие такой возможности существенно расширит круг потенциальных заемщиков.

4.   Уход от административного регулирования.

«Ручное» административное регулирование в виде ценовых ограничений можно и нужно вообще запретить. В Европейском Союзе, частью которого сегодня готовится стать Украина, такой практики не существует. Функции регулятора выполняет в первую очередь рынок, и уже второстепенно – государственные институты. Так, в Польше и Чехии работают специальные госагентства (фонды), основная функция которых – поддержание рыночных цен и гарантирование дополнительной прибыли фермерам. В случае перенасыщения внутреннего рынка какой-либо продукцией, фонды по специальной программе осуществляют интервенционные операции, таким образом, стабилизируя цену.

Рынок продуктов питания в Украине – ярчайший пример «результативности» системы административного контроля. Ежегодно у нас издается перечень социально значимых продуктов питания, цены на которые регулируются облгосадминистрациями. Среди них хлеб, молоко, сахар, мука и другие продукты. Наценка на эти товары не может превышать 5-10%. Такого уровня рентабельности недостаточно для нормальной работы и развития предприятия.

Что делают некоторые производители? Например, выпускают молоко жирностью…2,6% вместо 2,5%, цена на которые должна регулироваться в соответствии с постановлением Кабмина. Это лишний раз говорит о том, что рынок сам себя отрегулирует. Продукты первой необходимости для населения не должны стоить дорого. Но в Украине тоже есть как минимум три ведомства, которые и сегодня имеют все законодательные механизмы и инструменты, чтобы предупредить злоупотребления, и в случае обнаружения таковых —  отрегулировать цену. Это Антимонопольный комитет, Аграрный фонд и Государственный комитет Украины по материальным резервам. Если обнаружен монопольный сговор на рынке, во-первых, Антимонопольный комитет штрафует предприятие, во-вторых Госкомрезерв или Аграрный фонд выходит с интервенцией на рынок и таким образом снижает цену. Сам смысл административного регулирования цен в ручном режиме отпадает.

5.    Сокращение количества разрешений, лицензий и прочего нормотворчества.

Не так давно парламентом был принят законопроект №2436а относительно сокращение количества документов разрешительного характера. Им было сокращено 19 из существующих 44 документов разрешительного характера в сферы земельных отношений, сельском, рыбном и лесном хозяйстве. Но этого мало для создания прозрачных условий работы на аграрном рынке. Сегодня все еще множество справок, разрешительных документов и прочего нормотворчества Министерства аграрной политики и органов, которые входят в его состав, используются скорее для дискриминации производителей и попросту являются инструментом коррупции. Дальнейшая дерегуляция и сокращение количества админуслуг станет не только стимулом для развития в аграрной сфере, а и для развития бизнеса по всей стране.

6.               Создание и развития инфраструктуры сельского хозяйства.

Еще во времена премьерства Николая Азарова начиналась программа строительства «холодных складов» – овощехранилищ. На словах все выглядело грандиозно, такая инфраструктура Украине действительно необходима. Возведение овощехранилищ позволило бы отказаться от импорта овощей в пользу украинской продукции. Но, как и многие целесообразные инициативы, строительство овощехранилищ было заморожено, как и программа создания оптовых рынков сельхозпродукции. Сегодня свою функцию они не выполняют.

Кроме создания инфраструктуры для хранения овощей, важным вопросом является развитие системы поливов, особенно в южных областях. В случае решение этой проблемы Украина могла бы выращивать, и даже экспортировать огромное количество овощей – огурцов, помидоров. А также продуктов их более глубокой переработки — консервации, кетчупов, соусов. Кроме того, позволило бы развить сегмент производства замороженных овощей и фруктов внутри страны.

7.    Развитие и переориентация молочной промышленности.

На данный момент отрасль переживает кризис. В то же время молочная промышленность — это крупный серьезнейший блок АПК Украины, который имеет значительный потенциал для развития. Серьезным ударом для молокопереработчиков стала остановка экспорта продукции в Россию и Беларусь. Что «бумерангом» касается и сдатчиков молока — населения, фермеров. В Россию мы экспортировали сыр сортов «российский» или «голландский» — ни в Китае, ни в Европе, ни в Азии или Африке такие сорта сыра просто не употребляют. И быстро перенаправить экспорт удалось далеко не всем предприятиям. Поэтому сейчас переработчики пытаются самостоятельно либо переориентировать производство под другие виды продукции — сухое молоко, козеин. Либо перепрофилировать сырные цеха под выпуск других видов сыра.

Проблему молочной отрасли нужно решать в комплексе. Для того, чтобы экспортировать продукцию на европейский рынок, уже сейчас необходимо создавать молочные кооперативы по всей стране — это серьезная работа правительства. В то же время ее реально провести за 1 год. Второе — это создание налоговых стимулов. Уже сегодня в Верховной  Раде зарегистрирован законопроект, где речь идет о мясо-молочной дотации. До 2012 года вся дотация в размере 100% выплачивалась населению. То есть переработчик не платил ее в виде НДС, а платил домохозяйствам и фермерам — производителям сырья. Сейчас населению платится только 50%, а половина – идет в бюджет государства.

Переработчику все равно, кому выплачивать дотацию, но как показывает практика – отдавать ее населению гораздо эффективней. В случае к возвращению к этой норме можно увеличить стоимость молока и мяса в живом весе для сдатчиков сырья. Данную норму предлагается вернуть с 1 января 2015 года. И это очень правильный шаг.

8. Четкая государственная политика в отношении качества продуктов, производимых в Украине.

Борьба с фальсификатом. Сегодня ее нет. Что вредит и потребителям, которые вынуждены покупать фальсифицированную продукцию, даже не подозревая об этом. И легальным производителям, которые следят за качеством. Например, в Евросоюзе законодательство предполагает жёсткую ответственность за всё, что касается контрафакта (фальсификата). Продавцов «левого» товара ожидает финансовая ответственность в размере до 300 тыс. евро.

Кроме того, например, и в Италии, и во Франции, штрафуют и покупателей. Фальсификат в Украине — это тоже продукт админрегулирования. Санитарные службы, Служба по защите прав потребителей в большинстве своем занимаются не прямыми обязанностями, а фактически — рэкетом и зарабатыванием денег. От этого страдает в первую очередь потребитель, так как у производителей возрастают затраты (так называемый коррупционный налог), который они вынуждены закладывать в себестоимость.

9. Взаимодействие с органами власти.

Не на словах, а на деле. Собрания консультативного совета при Кабмине должны проходить не в форме периодических посиделок без каких-либо последствий. А иметь формат регулярной работы: прозрачные мероприятия, встречи с участием СМИ и представителями общественности. Решения по результату таких встреч должны иметь юридическую силу и со временем воплощаться в жизнь. Таким образом, возможно не только достигнуть взаимопонимания между бизнесом и властью, а и скрепить их взаимными обязательствами. А обязательства, как известно, дело ответственное. Если ты их взял, то непременно верни.

Добавить комментарий